15.06.2016

Расследование инцидентов с помощью архива видеонаблюдения

Озеров Евгений Игоревич — ведущий инженер-проектировщик слаботочных систем, автор Low-voltage Blog

Часто в рекламных и информационных статьях по видеонаблюдению проскальзывает фраза о том, что видеонаблюдение «обеспечивает безопасность». На мой взгляд — это типичное заблуждение, которое к тому же навязывается игроками рынка заказчикам. Видеонаблюдение — информационная система. И она может и должна обеспечивать одно: необходимую заказчику информацию, не более, но и не менее. Безопасность могут обеспечить только административные меры заказчика и конкретные люди, за эту самую безопасность отвечающие. Видеонаблюдение может предоставить для этих людей информацию, с которой уже должна быть проведена работа по обеспечению, укреплению и т. д. уровня безопасности.

Сегодня поговорим об одной из самых сложных задач видеонаблюдения — расследовании инцидентов с помощью видеорегистрации и работы с архивом видеонаблюдения.

Единицей информации в видеонаблюдении является фрагмент записи или стоп-кадр. Но при расследовании инцидентов нас интересуют не фрагменты записи или стоп-кадры сами по себе, а содержащиеся в них сведения, признаки, особенности людей и предметов, а также фактологические данные о времени и месте нахождения людей и предметов.

Сошлюсь на опыт профессионалов, работающих с записями систем видеонаблюдения при расследовании инцидентов каждый день профессионально. А именно на Экспертно-криминалистический центр МВД России. В докладе «Опыт и практика использования видеозаписей в криминалистике» Д. Ю. Михайлов приводил следующие задачи, решаемые экспертами при анализе видеозаписей и расследованиях.

  1. Распознавание лица и отождествление личности. Определяются особенности черт лица и отождествляются с фотографией, предоставляемой следственными органами.
  2. Распознавание и отождествление предмета. Определение по общим признакам предмета, который находится в руках человека или где-то в кадре видеозаписи.
  3. Определение размерных характеристик предметов. Определение размеров и габаритов предметов, находящихся в кадре записи, и определение роста человека по каким-либо предметам с заранее известными размерами.
  4. Определение временных и скоростных характеристик предмета (обычно автомобилей). Целью данной задачи является определение средней скорости движения транспортного средства, находящегося в кадре видеозаписи. Как правило, такая задача возникает в случае дорожно-транспортного происшествия для установления средней скорости машины.
  5. Выявление признаков модификации записи. Изменение структуры видеозаписи либо проведение монтажа видеозаписи — внутрикадровый или межкадровый монтаж. Либо в видеозаписи удалили какие-то кадры, что не отображает события, которые происходили в реальности. Либо вырезали в кадре какую-то значимую информацию (например, предмет).
  6. Восстановление «удаленных» данных (еще не перезаписанных).

А вот с какими проблемами сталкиваются эксперты при решении перечисленных задач (работая с нашими, уважаемые коллеги, записями, — это наша недоработка):

  1. Низкое качество видео. Это плохо настроенная резкость камеры, низкая детализация изображения. Это проблемы с яркостью (контуры предметов нельзя четко определить). Проблемы с контрастностью и точностью цветопередачи изображения (красный/не красный, зеленый/не зеленый, черный/не черный).

  2. Ракурс видеосъемки. Высота расположения камеры, расстояние до объекта съемки, направление съемки и угол в горизонтальной плоскости.

  3. Малая площадь объектов видеозаписи, занимаемая в кадре. Расследование инцидентов — это только одна из возможных задач, решаемых видеонаблюдением, притом достаточно редкая. У инсталляторов видеонаблюдения может вовсе не быть или быть в очень ограниченном объеме обратная связь по данной задаче после установки системы. Но эта задача — наиболее критичная для собственников. И именно эта задача очень хорошо выявляет все недостатки проектирования, монтажа и пусконаладки. А в довесок и используемого оборудования, и программного обеспечения. Расследование инцидентов — «стресс-тест» для любой системы видеонаблюдения. К сожалению, и в приведенном мною докладе об этом говорится совершенно недвусмысленно, большинство поступающих в МВД записей оказываются очень низкого качества. При наступлении инцидентов реальной информации, которая необходима в ходе расследования, в видеозаписях может просто не оказаться, или ее очень сложно извлечь. В этой статье сделаем попытку разобраться с ошибками, приводящими к столь неприятным последствиям.

Еще раз повторю свой тезис, с которого я начал статью. Видеонаблюдение — это информационная система. Видеорегистрация предполагает два этапа:

  • 1-й этап — сбор данных;

  • 2-й этап — хранение данных. Получение информации из системы.

Видеонаблюдение также проходит в два этапа:

  • 1-й этап - поиск информации в архиве;
  • 2-й этап - экспорт фрагментов видео и стоп-кадров для получения доказательной базы.

На каждом из этих этапов информация, необходимая в ходе расследования, может быть утеряна. Поэтому давайте разберем каждый из этапов видеорегистрации и каждый из этапов получения информации из системы видеонаблюдения, чтобы понять, какие ошибки могут привести к потери информации и как этого избежать.

Сбор данных

Сбор данных предполагает запись видео на носитель информации. На этом первом этапе могут быть ошибки четырех видов:

  • ошибки предпроектного этапа;

  • ошибки при проектировании;

  • ошибки при монтаже и пусконаладке системы видеонаблюдения;

  • ошибки при обслуживании.

Много факторов может повлиять на появление ошибок на предпроектном этапе. Например, инцидент такого типа не был предусмотрен концепцией видеонаблюдения, не был отражен в задании на проектирование. Или бюджет, выделенный на систему видеонаблюдения, не позволил решить данные задачи.

Проектирование — это компромисс между противоречивыми требованиями. Поэтому ошибки второго этапа чаще всего связаны с сильно упрощенной процедурой проектирования, сводящейся к расстановке камер как светильников, без расчетов минимально достаточных параметров оборудования, мест установки и т. п.

Также ошибки на этом этапе могут быть связаны с бытовыми представлениями об оптике начинающих проектировщиков. Приведу пример. Когда требуется что-то рассмотреть детально, мы инстинктивно стремимся к этому предмету подойти поближе. В видеонаблюдении все не так. Если нам требуется получить крупный план, необходимо изменить соответствующим образом фокусное расстояние. К чему приводят такие ошибочные представления? Дело в том, что видеокамеру, как правило, не устанавливают на высоте тех предметов, которые она снимает. Когда нам нужно видеть лицо, мы не устанавливаем камеру на высоте человеческого лица (хотя в идеальном случае нужно действовать именно так). Когда мы фиксируем автомобильный номер — на уровне автомобильного номера. Видеокамера всегда устанавливается таким образом, чтобы избежать возможных внешних воздействий на нее со стороны вандалов либо злоумышленников. Т.е. это как минимум 2,5-3 метра. И представьте, что будет, если с такой высоты попытаться заснять лицо человека. Угол наклона к горизонту такой камеры будет очень велик, и мы рискуем заснять вместо лица макушку человека. Как минимум, получим серьезные искажения пропорций. Возможное решение — установить видеокамеру дальше от снимаемого предмета, увеличив при этом нужным образом фокусное расстояние объектива. При этом учитывая, разумеется, возможные проблемы. Камеру может что-то заслонить от снимаемого объекта, на улице — пойти дождь или снег. При большем фокусном расстоянии могут возникнуть «смазы» от вибрации камеры; сами объективы стоят дороже, разрешение и глубина резко изображенного пространства (ГРИП) хуже.

Рис. 1. Камера 1 - 1 м от человека; камера 2 - 10 м от человека


Сравните кадры с камеры 1 (примерно 1 м от человека, 3 м - высота установки) и с камеры 2 (примерно 10 м от того же человека, те же 3 м — высота установки).

Ошибки эксплуатации зачастую связаны с неспособностью сохранить исходные параметры системы видеонаблюдения на заданном уровне. Речь о банальном поддержании заданного угла обзора камеры, фокуса, глубины резкости, чистоты линзы объектива и т. п. мелочах. По сути — о нормальном техническом обслуживании системы видеонаблюдения. Да, это тоже влияет на работу с архивом! Чтобы было с чем работать.

Рис. 2. Изображение с камеры 1. Пропорции лица сильно искажены из-за большого угла наклона камеры к горизонту


Рис. 3. Изображение с камеры 2. Существенно более информативное изображение, 

позволяющее произвести уверенное распознавание лица и отождествление личности


Приведу еще один пример, связанный уже с монтажом. Это конечно «детская» ошибка, но все же иногда встречается. Инженер (либо монтажник) настраивает резкость камеры днем. Сдает довольному заказчику. А ночью глубина изображаемого пространства (ГРИП) резко уменьшается и необходимая информация в кадре оказывается «размытой». А суть в том, что настраивать резкость камеры надо при полностью открытой диафрагме. Сейчас уже не редкость, когда камеры имеют автоматическую диафрагму, поэтому надо либо (для старых моделей) использовать специальный светофильтр (или настраивать резкость в темноте), либо для современных камер на время настройки резкости программно открыть диафрагму.

И подобных ошибок очень и очень много.



Автор:  Е.И. Озеров
(Нет голосов)