15.06.2016

Расследование инцидентов с помощью архива видеонаблюдения

Хранение данных

Основная проблема на данном этапе видеорегистрации заключается в противоречии между желаниями заказчика. С одной стороны, хочется хранить фрагменты записи как можно дольше с максимальным разрешением и кадровой частотой. С другой стороны — это удовольствие может стоить значительной части бюджета всей системы видеонаблюдения. И чем более крупной системой владеет заказчик, тем острее стоит проблема стоимости хранения видеоданных (в профессиональных системах хранения данных iSCSI или Fibre Channel дисковые массивы могут стоить десятки тысяч евро/долларов). Таким образом, очень остро встает вопрос уменьшения «веса» хранимых файлов и общего объема информации. Т.е. либо неизбежно терять в качестве записей, либо уменьшать «глубину» архива. И то и другое может привести к потере нужной для расследования информации. Каких-то «серебряных пуль» для решения этого противоречия не существует, каждому заказчику приходится самостоятельно (с нашей, разумеется, помощью) находить оптимальный баланс между глубиной архива, качеством записей и стоимостью систем хранения. Мне нравится очень толковая, на мой взгляд, рекомендация в «Требованиях полиции Британии для цифровых систем видеонаблюдения» («UK police requirements for digital CCTV systems»). Звучит она примерно так: использовать «переменное» качество видеоматериала в зависимости от срока его хранения - максимальное разрешение и частота кадров и минимальная компрессия на первом этапе (первые 24 часа) сменяется на постепенное увеличение компрессии и уменьшении кадровой частоты (до 31 дня хранения). Такой подход позволяет постепенно уменьшать размер хранимого видеофрагмента (и, в общем случае, качества), пропорционально вероятности его востребованности. Действительно, чем больше проходит время с момента записи, тем менее вероятно, что данная запись потребуется при расследовании, а значит допустимо снизить ее качество как не самой приоритетной. Но все-таки запись сохраняется, и если случится тот самый редкий случай, когда происшествие требуется расследовать через значительное время после того как все произошло, - запись не будет полностью стерта, хотя и лишится части информации. Это, на мой взгляд, оптимальный баланс между временем и качеством хранения видеозаписи. Железо и софт должны, естественно, поддерживать такой функционал.

Поиск информации в архиве

Даже если вы нашли заказчика — арабского шейха, спроектировали и смонтировали идеальную систему видеонаблюдения на лучшем оборудовании, заложив в проект сотни видеокамер, построили дата-центр для записи архива в максимальном качестве в режиме 24/365 — это еще не гарантия, что система видеонаблюдения сыграет положительную роль в расследовании произошедшего на охраняемом объекте инцидента. Ведь информацию мало собрать, записать и сохранить в нужном качестве до момента ее востребованности. Ее еще нужно найти в архиве. Чем крупнее система и чем меньше данных о месте и времени произошедшего события, тем более сложной становится задача поиска.

Для облегчения поиска информации в архиве есть ряд рекомендаций.

Первое. Использовать систему единого времени локальной сети видеонаблюдения. Вроде бы при чем тут архив? На самом деле не стоит забывать про необходимость настройки NTP/SNTP-сервера в системе видеонаблюдения, иначе об эффективной работе с архивом можно забыть. Время на записях с разных камер без их синхронизации и привязки к GMT может различаться, что при расследовании инцидентов вызовет дополнительные трудности (увеличение времени на расследование и т. п.).

Второе. Удобство работы с архивом, которое должна обеспечивать ваша система видеонаблюдения (софт). Скорость перемотки, просмотр в режиме «кадр за кадром», синхронное воспроизведение архива с нескольких камер (вот почему важна синхронизация по времени), поиск по времени и дате, удобное отображение времени и даты на самой записи и при экспорте «стоп-кадров».

Третье. Проставление меток в архиве. Метки могут быть установлены по событиям из сторонних (интегрированных с видеонаблюдением) систем, таких как охранная сигнализация и контроль доступа и т. п.; проставлены внутренними алгоритмами системы видеонаблюдения, анализирующими видео по какому-либо признаку (например, пересечение линий, поиск оставленных предметов и др. функции видеоаналитики; не все из них работают так, как утверждает реклама, но это отдельная тема), либо установлены вручную оператором видеонаблюдения при «живом» просмотре.

Четвертое. Функции «ускорения» просмотра архива. Суть функции в создании из большого видеофрагмента длительностью несколько часов «выжимки» длительностью несколько минут. Работает это примерно так: специальный алгоритм отделяет «фон» видеозаписи и движущиеся предметы, а затем хитрым образом «накладывает» на фон все движущиеся предметы за выбранный промежуток времени так, чтобы они максимально не загораживали друг друга. Объект, представляющий интерес, можно выделить кликом мыши и перейти к просмотру соответствующего видеофрагмента. Я знаю как минимум двух вендоров, предлагающих подобное решение для поиска в архиве.

Экспорт записей вовне

Еще один важный момент при работе с архивом, про который мало кто вспоминает. Хотя основным результатом расследования с применением системы видеонаблюдения должен стать экспорт фрагмента, содержащего полезную при расследовании информацию, вовне системы видеонаблюдения для дальнейшей работы и использования в качестве доказательной базы.

Вот что, по моему мнению, нужно учитывать при составлении задания на проектирование видеонаблюдения:

Обучение операторов. Права на экспорт. Смешной момент, но забывать про него не стоит. Надо определить, кто из пользователей имеет право на экспорт записей и с каких именно камер, и банально обучить его грамотно пользоваться данной функцией. При этом user guide по пользованию основных функций системы (в том числе и экспорта) должен храниться локально на объекте и быть доступным для использования. Кроме того, оператор должен понимать механизм «замещения» более старых записей более новыми. Знать время, через которое запись скорее всего будет удалена. Уметь ставить соответствующие метки, предотвращающие «затирание» нужных записей. И не забывать убирать данные метки после успешного экспорта фрагмента вовне.

Длительность экспорта больших фрагментов. Метки даты и времени, цифровые подписи. Важный параметр. Система видеонаблюдения должна «уметь» экспортировать большие фрагменты видео с включенными в видео метками даты и времени (и при возможности цифровыми подписями) за адекватное время. Оператор должен знать необходимое время для экспорта небольших фрагментов (до 15 минут), средних (до 24 часов) и крупных (вплоть до полного архива) для планирования своих действий. Метод экспорта, используемый видеонаблюдением, должен быть адекватен размеру архива, хранимого в дисковом массиве системы.

Формат видео. Система должна позволять экспортировать видеофрагменты в любом поддерживаемом видеонаблюдением разрешении в общеупотребительном формате видео, не требующем переконвертации либо других дополнительных действий для просмотра на встроенных в операционную систему пользователя плеерах видео.

Экспорт логов событий и журнала системы. Для проведения расследований может потребоваться экспорт логов действий оператора и состояния системы в определенный период. Видеонаблюдение должно поддерживать данный функционал.

Поддержка удобных внешних носителей информации. Система должна позволять экспортировать видеофрагменты на удобные пользователю носители. Например, внешние жесткие диски, USB-флешки, CD/DVD/Blue-Ray.

Заключение

Расследование инцидентов с помощью архива видеонаблюдения - комплексная задача, требующая как грамотной предварительной работы по проектированию, монтажу и пуско-наладке системы, так и грамотных и своевременных действий операторов видеонаблюдения, умеющих работать с поиском в архиве и с экспортом фрагментов видеозаписей и стоп-кадров. Во многом от нашей работы (проектировщиков, инженеров, интеграторов) зависит успешность ведения многих гражданских и уголовных дел, а также корпоративных и внутренних расследований. Давайте не будем об этом забывать, предлагая решения конечным заказчикам. Ведь рано или поздно именно нам (проектной/монтажной организации) позвонят и скажут: «У нас случилась беда, приезжайте. Нам нужна запись». А получив запись низкого качества, никак не помогающую в расследовании и в сборе доказательств, кого они будут винить? Себя (что хотели сэкономить) или вас (что не смогли их грамотно проконсультировать и все объяснить)?

В статье использованы иллюстрации, смоделированные в VideoCAD 8.1 Professional.

Источник:  http://algoritm.org/

LAN (англ. Local area network)

Локальная сеть - несколько компьютеров, связанных между собой по каналам передачи данных. В отличие от глобальной сети, узлы (компьютеры) локальной сети чаще всего относятся к одной организации, находятся в одном помещении (например, в офисе). Их работу контролирует один администратор.

Статья в глоссарии

CCTV (англ. Closed circuit television)

Замкнутое телевидение, охранное телевидение, видеонаблюдение. Телевизионная система, предназначенная для ограниченного числа зрителей (например, сотрудников охраны), в противоположность системе массового вещания.

Статья в глоссарии


Автор:  Е.И. Озеров
(Нет голосов)

Обсуждение, вопросы