MPEG-4

Международный стандарт сжатия (уменьшения размера) цифрового аудио и видео. Используется в основном для сжатия данных при вещании (потоковое видео, широковещание), записи фильмов на диски, в видеотелефонии.

На самом деле MPEG-4 представляет собой совокупность стандартов, описывающих различные элементы и процедуры работы с аудио и видеоданными. Каждый стандарт называется part (часть). Внутри части могут быть определены несколько profile (профилей), каждый из которых содержит набор инструментов и функций MPEG-4 для разных целей. Конкретное устройство может реализовывать определенный профиль, и не обязательно при этом должно поддерживать весь стандарт в целом.

В составе MPEG-4 разработано более 20 стандартов , и они продолжают появляться. MPEG-4 это не просто набор стандартов, а идеология, определяющая развитие технологий в данной области.

В настоящее время в аудио- и видеоаппаратуре наиболее широко используются части 2 (особенно профиль Advanced Simple Profile - ASP) и 10 (стандарт ITU-T H.264) MPEG-4, описывающие кодеки для видео. Первую из них используют, например, кодеки DivX, Xvid, Nero Digital и 3ivx, Quicktime 6, а вторую - x264, Nero Digital AVC, Quicktime 7, а также популярный формат цифровой записи Blu-ray.

В отличие от предшествующих стандартов, MPEG-4 имеет дело не просто с потоками и массивами медиа-данных, а с медиа-объектами - это ключевое понятие стандарта. Объекты могут быть аудио-, видео-, аудиовизуальными, графическими (плоскими или трехмерными), текстовыми. Они могут быть как «естественными» (записанными, отснятыми, отсканированными и т. п.), так и синтетическими (т. е. искусственно сгенерированными). К примеру: неподвижный фон, видеоперсонажи отдельно от фона (на прозрачном фоне), синтезированная на основе текста речь, музыкальные фрагменты, трехмерная модель, которую можно двигать и вращать в кадре, анимированный спрайт (искусственный объект, совмещенный с «живой» картинкой). Медиа-объекты могут быть потоковыми. Каждый медиа-объект имеет связанный с ним набор параметров (дескрипторов), где и задаются все его свойства, операции, необходимые для декодирования ассоциированных с ним потоковых данных, размещение в сцене, а также поведение и допустимые реакции на действия пользователя.

Из объектов строятся сцены. Сцена имеет свою систему координат, в соответствии с которой размещаются объекты. Звуковые объекты также могут иметь (и менять во времени) координаты в пространстве сцены, благодаря чему достигаются стерео- и «окружающие» (surround) эффекты. Объекты могут быть элементарными (primitive) и составными (compound), т. е. представляющими ту или иную композицию элементарных объектов (например, сгенерированный трехмерный телевизор, наложенная на его экран живая видеотрансляция и исходящий из его динамиков звук). Стандарт задает правила кодирования различных объектов, их иерархии и способы композиции при построении сцены, а также методы взаимодействия пользователя с отдельными объектами внутри сцены. Каждый объект имеет свою локальную систему координат - с ее помощью объект управляется в пространстве и во времени. При помещении объекта в сцену происходит преобразование его локальной системы координат в систему координат старшего по иерархии объекта или глобальную систему координат сцены. Объекты и сцена могут обладать поведением, контролируемым уровнем композиции при визуализации сцены (характер звука, цвет объекта и т. п.). Сцена описывается с помощью иерархической структуры; узлами этой структуры являются объекты, и она динамически перестраивается по мере того, как узлы-объекты добавляются, удаляются или заменяются.


Комментарии

Если у вас есть вопросы, комментарии, или вы заметили неточность, напишите комментарий. Адреса электронной почты не собираются и используются только для уведомлений об ответах.